По статистике детей в мире с задержкой психомоторного развития становится больше с каждым годом. Ребёнок с ЗПР нуждается в срочной медицинской и педагогической помощи. Своевременно обращение к врачу может помочь малышу ликвидировать отклонения в развитии, которые при ЗПР затрагивают не только речевую функцию, но и интеллектуальную, а также физическую. Таким детям сложно жить в социуме и находить общий язык со сверстниками и даже родственниками. Чаще всего задержка в психомоторном развитии встречается у мальчиков, а процент от всех аномалий составляет 8-10%.

Причины возникновения

Причины возникновения ЗПР могут быть самыми разными и порой врачам сложно определить корень проблемы. Но зачастую главными являются следующие факторы: наследственность, генетический переход заболевания; окружающая среда; травмы во время родов или уже в послеродовой период. В большинстве случаев, ЗПР передаётся по наследству, но не во всех случаях. Из-за разновидности и глубины синдрома, его принято классифицировать на две группы:

  • Первичная – образуется из нарушений в головном мозге, болезнь зарождается органически – самостоятельно;
  • Вторичная – ЗПР является следствием иного нарушения, считается частью структурных нарушений и аномалий головного мозга. Например, порог сердца или церебральный паралич протекает в совокупности с задержкой развития психомоторики.

Первичная патология возникает в следствие следующих факторов:

  • Болезнь матери в период беременности;
  • Кислородное голодание малышка в утробе матери;
  • Сложные проблемные роды;
  • Травма, полученная мамой во время родительной деятельности.

Вторичная патология появляется в следствие следующих факторов:

  • Врождённые повреждения и нарушения ЦНС;
  • Проблемы с психикой ребёнка;
  • ДЦП;
  • Гидроцефалия;
  • Прогрессирующий склероз головного мозга.

Исходя из причины возникновения ЗПР у ребёнка, сам синдром классифицируют на:

  • Конституциональный;
  • Соматогенный;
  • Психогенный;
  • Церебрально-органический.

Основной причиной возникновения заболевания является обстановка, окружающая малыша. Статистически, большинство детей, поступающих в больницы с подозрением на ЗПР, живут в асоциальных маргинальных семьях, где над ними издеваются, не ухаживают и не заботятся. Парадоксально, но в семьях с повышенной опекой, количество детей с ЗПР ненамного меньше.

Симптомы и диагностика

Задержка в психомоторном развитии относится докторами и международным институтом к нарушениям психологического здоровья. Дети, у которых ЗПР является врождённым, а не полученным, часто проявляют сигналы о синдроме довольно в раннем возрасте, хотя они могут отличаться в зависимости от периода. Симптомы по периодам выглядят следующим образом:

  • 4 месяца – ребёнок не реагирует на родительские слова и обращения, проявляется слабая эмоциональность во всех отношениях;
  • 8-9 месяцев – малыш даже не старается проговаривать какие-либо слова, не старается говорить все слова подряд, прибегая к так называемому «детскому лепету»;
  • 1 год – ребёнок мало двигается, молчит, не плачет. Окружающие и даже зачастую родители принимают это за скромность и замкнутость характера;
  • 1,5 года – малыш говорит несвязно, не старается употреблять новые слова или разговаривать, не откликается на своё имя. Врачи отмечают, что у детей с ЗПР в этом возрасте отсутствует понятие «желания», то есть они редко могут попросить о чём-то;
  • 2 года – речь скудная, несвязная, у ребёнка нет интереса говорить новые слова или расти в «ментальном» смысле;
  • 2,5 года – речь несвязная, малыш знает не более 20 слов и не пытается учить новые. Зачастую используемые 20 слов не превращаются в логически построенные предложения;
  • 3 года – общение с кем-либо ограничено, ребёнок не мотивирован общаться. Малыш повторяет фразы, но не понимает их значения.

Помимо очевидных речевых и физических отклонений, ребёнок отстаёт в психическое и социальное созревание – быстро утомляется, отсутствует эмоциональная волевая функция, плохо работает логическое мышление, фантазия или воображение. Например, такие дети редко могут подолгу сидеть за одной игрой – они устают от неё. К тому же им присуще желание быстрого наслаждения, но они не готовы бороться за получение удовольствия, то есть играть в развивающие игры или собирать пазл.

Для детей с ЗПР характерно стремление к получению удовольствия, поэтому они быстро бросают занятия, требующие сосредоточенности и напряжения, игровая деятельность носит, как правило, примитивный характер. Нарушение психического и речевого развития могут сочетаться с отставанием в физическом созревании, иногда ЗПР соседствует с ДЦП. Врач, осматривающий такого ребёнка, проводит специальный тест – дифференциальную диагностику, способную понять, есть у ребёнка ЗПР или нет. В этом помогают и другие исследования:

  • МРТ, КТ;
  • ЭЭГ;
  • Исследования ВП.

С детьми проводят различные игры, проводят тесты, разговаривают, чтобы понять на какой стадии находится развитие синдрома, как малыш адаптируется к социуму и диалогу. После этого принимается решение о лечение, составляется индивидуальный план под каждого ребёнка, ведь любой случай – уникальный.

Лечение ЗПР

Дети с задержкой психомоторного развития нуждаются в разной медицинской помощи, им помогают врачи различного спектра: невропатологи, психологи, логопеды, педагоги. Лечение представляет собой полную структуру с планом и обилием специалистов. Оно также делится на составляющие. Лечение бывает:

  • Медикаментозным. Оно задействует препараты, травы, таблетки, лекарства, выписанные и назначенные невропатологом;
  • Физиотерапия – физические упражнения, массажи, водолечение;
  • Транскраниальная магнитная стимуляция – воздействие импульсами тока на определенные нервные центры мозга через черепную коробку.

Над лечением ребёнка работают врачи разного спектра. Психолог и логопед помогает ребёнку осваивается в социуме, общается с ним, учит разговаривать и мыслить. В этом помогают современные психологические метод: рисование, игры, сказки и так далее. Физиотерапевты развивают физическую составляющую и помогают ребёнку оставаться в тонусе и не отставать от сверстников физически. Педагоги работают над общим образованием ребёнка. Часто детей отводят в специальные группы дошкольного возраста, где им становится легче адаптироваться к обществу.

Механизм воздействия на ЦНС ребенка многогранный и требует терпения, регулярной работы, сотрудничества врачей, педагогов и родителей. Поэтому рекомендуется помещать детей с синдромом психомоторной задержки в специальные группы дошкольных и младших школьных учреждений. Эти группы имеются в профильных учреждениях VII вида, в которых детям помогают адаптироваться в социальной среде, научиться общению с одногодками и взрослыми окружающими, не зависеть от помощи взрослых в элементарных бытовых действиях.

По статистике, дети с ЗПР побеждают отклонения и аномалии в ЦНС при должном лечение и своевременном обращение к доктору. Раннее обнаружение заболевания, комплексное лечение, структурный план развития помогает большинству детей победить болезнь ещё в раннем возрасте, практически в самом начале её образования.

Профилактика

Безусловно, задержка в психомоторном развитии часто остаётся побеждённой и в целом у врачей обычно хорошие прогнозы по поводу будущего ребёнка с ЗПР. Но даже современные методы лечения не могут предотвратить заболевание, поэтому по заверениям профильных врачей, с каждым годом эта аномалия всё чаще и чаще будет встречаться у детей. Количество больных будут продолжать поступать в больницы, если люди не будут следовать правилам профилактики:

  • Планирование беременности должно начинаться с медицинского обследования на генетические и хронические заболевания;
  • Женщина должна регулярно находиться у специалиста под присмотром в период гестации;
  • Следить за ребёнком, проверять его физическое и эмоциональное состояние, заботиться о нём.

Родители обязаны быть в курсе возрастных особенностей своего малыша, знать нормы, принципы, признаки проявлений различных аномалий и при обнаружение малейших подозрений, срочно обращаться к врачу.