Что такое задержка психического развития

Задержкой психического развития называется недостаточная зрелость эмоционально-волевой сферы, а также темповое нарушение развития психических процессов у ребенка. При данной патологии такие психические функции, как мышление, память, а также внимание, менее развиты для конкретного возраста ребенка, и их показатели отстают от общепризнанных норм.

ЗПР — это состояние, при котором происходят нарушения эмоционально-волевой, а также интеллектуальной сферы, которые являются обратимыми и успешно поддаются коррекции. Согласно статистике, ЗПР встречается примерно у 17% детей. Так как в основе данного состояния могут лежать не только психолого-педагогические причины, но и органические нарушения в организме, то ЗПР рассматривается детской неврологией, а также педиатрией.

С 1997 года задержка психического развития перестала считаться медицинским диагнозом, однако сам термин остался, и используется в настоящее время в качестве педагогической характеристики ребенка.

Причины задержки

Установлены 2 основные группы причин.

Социальные причины:

  • Отсутствие должного внимание со стороны взрослых, гипоопека.
  • Отсутствие общения с ровесниками и взрослыми, длительная изолированность от социума.
  • Недостаточная творческая и мыслительная деятельность.
  • Гиперопека, в результате которой ребенок не стремиться стать самостоятельным.
  • Воспитание ребенка авторитарными родителями, которые не учитывают желания и мнение малыша. Наказание ребенка в такой семье зачастую несоизмеримо повинности, в результате чего ребенок становится тревожным и замкнутым, у него развиваются страхи, на фоне чего происходит задержка психического развития.

К биологическим причинам пренатального периода относятся: тяжелое течение беременности, в ходе которой мать перенесла тяжелую инфекцию, травму, а также алкогольную интоксикацию, гипоксия плода, многоводие, недоношенность, тяжелые роды, а также резус-конфликт ребенка и матери.

После рождения малыша спровоцировать развитие ЗПР могут следующие причины:

  • Врожденные дефекты речи, нарушение слуха и зрения.
  • Перенесенные соматические заболевания.
  • Патологии со стороны сердечно-сосудистой системы.
  • Поражения головного мозга органического характера.
  • Черепно-мозговые травмы.

Также специалисты не исключают наследственный фактор. В том случае, если одному из родителей в детстве был поставлен диагноз ЗПР, то высок риск того, что подобное состояние может развиться и у ребенка, несмотря на полное отсутствие других факторов риска при беременности и после родов.

Классификация и симптомы задержки

Существуют разные варианты классификации задержки психического развития, однако специалисты чаще прибегают именно к классификации по Лебединской.

Какие виды ЗПР существуют:

  1. Психогенная. Главная причина — воспитание ребенка в негативных условиях.
  2. Соматогенная. Причина — недостаточной развитие центральной нервной системы, которое стало следствием перенесенных в раннем возрасте заболеваний. Если ребенок длительный период времени находится в больнице, то отсутствует общение с ровесниками, что также становится причиной возникновения коммуникационных проблем. Такие дети заторможены и пугливы, обладают недостаточным объемом памяти, гиперактивны.
  3. Конституционная. Процессы развития ЦНС замедляются, в результате чего над познавательной деятельностью значительно преобладает игровая. Поведение ребенка перестает соответствовать его возрасту, развивается невнимательность, происходит ухудшение памяти.
  4. Церебрально-органическая. Вид ЗПР, который встречается наиболее часто. Главная причина — первичное поражение головного мозга органического характера. Дети с ЗПР данного вида часто заторможены, у них отсутствуют живые эмоции, а воображение скудное.

Особенности детей с задержкой психического развития

У детей с ЗПР практически не страдает интеллектуальное развитие, однако подобное состояние все же затрагивает:

  • Внимание. Оно становится кратковременным и поверхностным. Ребенок в процессе обучения часто отвлекается, ему бывает сложно сконцентрироваться на конкретной задаче.
  • Память. Изучаемый материал усваивается избирательно, а ребенок лучше запоминает наглядные образы, нежели слуховые.
  • Восприятие. У ребенка возможны трудности в процессе формирования зрительных образов. При обучении важно учитывать, что таким детям лучше дается усвоение материала по наглядным пособиям.
  • Речь. Словарный запас ребенка скудный, возможны нарушения при произношении отдельных звуков. Ребенку с трудом удается выстраивать сложные предложения, поэтому его речь упрощена.
  • Мышление. При отсутствии помощи взрослых ребенок не способен к абстрактно-логическому мышлению. Ему трудно дается сравнение, возникают сложности с построением своих умственных заключением, а также заключением выводов.
  • Эмоциональную сферу. Дети с ЗПР часто идут на поводу у сверстников, так как не имеют проявлять инициативу. Также они склонны к резкой смене настроения.

Диагностика ЗПР и способы коррекции

Для диагностики ЗПР у ребенка необходима консультация сразу нескольких специалистов, которые могут подтвердить или опровергнуть данное состояние. Это логопед, дефектолог, психолог, невролог, педиатр, а также психиатр.

Для диагностики ЗПР необходимо следующее:

  1. Подробный сбор анамнеза.
  2. Проведение КТ, МРТ, а также энцефалограммы, результаты которых могут указать на наличие физиологических причин возможного развития ЗПР.
  3. Проведение психолого-педагогического обследования, в ходе которого устанавливается способность ребенка к мышлению, игровой деятельности. Проводится диагностика памяти, внимания, а также эмоционально-волевой сферы ребенка.
  4. Детальное обследование особенностей речи.

Если в результате проведенных исследований, диагностики, а также консультаций было подтверждено данное состояние, малыш нуждается в коррекционных мероприятиях. Лечение комплексное и требует привлечения целой группы различных специалистов. В процессе обучения важен акцент на повторении, частой смене деятельности, а также визуализации учебных материалов.

Чему важно уделять особое внимание в процессе коррекционной работы:

  • Увеличению количества познавательных процессов.
  • Эмоциональной сфере ребенка, которая нормализуется в результате активных занятий в игровой форме.
  • Нормализации речевой деятельности, которая возможна в ходе проведения регулярных логопедических занятий.

Профилактика ЗПР

Профилактика ЗПР включает, в первую очередь, ответственный подход к планированию беременности. В период вынашивания ребенка мать должна стараться всячески избегать любых негативных воздействий на плод.

В раннем возрасте ребенка неоспорима польза профилактики инфекционных и различных соматических болезней. Важно обеспечить для ребенка благоприятные условия жизни. Если есть малейшие подозрения в развитии у ребенка психомоторных процессов, нужно провести обследование у специалистов и своевременно начать работу по устранению состояния.