Каждый ребёнок – это личность со своим набором индивидуальных качеств. Из-за этого развитие каждого ребёнка протекает по – разному, соответственно их различию между друг другом. У развития имеются принятые нормы и принципы и, если оно идёт не так, как запланировано, родители детей начинают пугаться и бить тревогу. Часто родители беспокоятся просто так, это вам подтвердит любой опытный врач, но порой их опасения оказываются верными и у ребёнка обнаруживают задержку моторного развития.

Как её можно распознать и обнаружить? Как он проявляется, из каких симптомов состоит? Действительно ли это настолько опасно? На все эти вопросы попробуем найти ответ в этой статье, разберёмся во всех нюансах и найдёт необходимые ответы. Если у вас есть опасения касательно заболевания собственного ребёнка и вы только что в них убедились, срочно направляйтесь в клинику – это важно!

Задержка моторного развития ребёнка

После рождения ребёнка заметить подобную проблему бывает довольно трудно. Сложно, но можно в некоторых случаях. Зачастую, начиная беспокоиться, родители замечают физические отклонения, а не саму задержку. Она обычно обнаруживается у детей чуть позже – как минимум в первые 3 года жизни.

Очень важно заметить недуг как можно раньше, ведь если задержка находится ещё только на ранней стадии, её можно вылечить. Чем раньше заметишь, тем раньше начнётся лечение у врачей. По статистике, большинство детей, регулярно занимающихся с врачами, нивелируют все отклонения и возвращаются в нормальный ритм физиологического развития.

Но как понять, что у ребёнка проявляется задержка моторного развития? На самом деле, необязательно быть квалифицированным врачом, чтобы заметить что-то неладное. Пускай, развитие детей действительно протекает по – разному, но отклонение есть отклонение, поэтому проявляется ярко и чётко. Если дитя к определённому возрасту не способен делать то, что уже попросту обязан, стоит задуматься. Помните, главное с этим не медлить. Если на приёме у доктора окажется, что это ложный вызов останется радоваться. А если опасения подтвердятся – вы спасёте ребёнка.

Если за год своей жизни ребёнок не научился держать голову, воспринимайте это как мощный сигнал. Срочно обращайтесь к неврологу. В список подобных сигналов также можно отнести неспособность сидеть, ползать или ходить. Если за 6 месяцев малыш не научился сидеть, за 9 даже не начал ползать, а к году не попробовал встать на ноги, то это ненормально.

Не менее важный сигнал – это то, как ребёнок есть. Если он держит ложку неуверенно или неловко, а его одногодки уже вовсю самостоятельно принимают пищу, стоит моментально идти к врачу за консультацией. Можно привести ещё много примеров, но вы и сами поняли принцип: любой намёк на отклонение является сигналом. Помните, сходить к врачу совсем несложно, хотя бы для перестраховки.

Причины нарушения

На самом деле, причин для подобных нарушений, не только задержки в моторике, может быть уйму, чаще всего они исходят от матери и обстановки вокруг неё. Например, если будущая мама употребляет табачные изделия, алкогольную продукцию, часто нервничает – это ведёт к возможному диагнозу в будущем. На потенциальную задержку у ребёнка также влияют родовые травмы, нестабильная обстановка в семье, плохой климат, вредное производство и так далее.

Как это вылечить? Что может предложить врач? Эти вопросы чаще всего задают взволнованные родители. Одного ответа не существует, ведь как говорилось ранее: «каждый ребёнок – индивидуальность». Поэтому и вариантов лечения множество, всё зависит от специфики случая. Главное, что могут сделать мама с папой – это следовать всем рекомендациям доктора, не отклоняясь ни на сантиметр. Только тогда у ребёнка будет шанс побороть опасный недуг.

Кроме того, не следует бояться, если врач назначает применение сосудистых препаратов, потому что нарушение двигательных функций у детей первого года жизни может проявляться мышечной дистонией, когда одни мышцы напряжены, а другие наоборот чрезмерно расслаблены. Именно мышечная дистония в некоторых случаях может вызвать задержку в развитие моторики и нарушения в двигательном аппарате ребёнка. Препараты для сосудов, которые, возможно, выпишет доктор будут способствовать предотвращению подобной ситуации.

Проблемы с мышечным тонусом могут возникнуть из-за множества факторов. Зачастую проблемы встречаются ЦНС – головном и спинном мозге. Всё это в целом в особенности влияет на развитие у малыша гипоксии, что ведёт к недостатку кислорода в организме, а в дальнейшем к ишемической болезни сердца.

К слову, последнее также располагает к гипоксии, а это крайне опасно. Представьте или вспомните, каково это находиться в закрытом помещение с закупоренными окнами? А теперь вообразите, что чувствует ребёнок при регулярной нехватки кислорода в организме? Именно, исходя из этих представлений, врач выбирает тот или иной способ лечения.

Сосудистыми препаратами доктор, скорее всего, не ограничится и вкупе с ним добавит обязательный массаж, водные процедуры, регулярную гимнастику (дома или в специализированном центре). Ребёнок должен постоянно находится под тщательным наблюдением невролога и педиатра. Это поможет врачам лучше отслеживать динамику лечения. Если улучшений не будет, врачи назначат УЗИ головного мозга (НСГ).

Особенности моторного развития

Крайне неправильно сравнивать детей или гордиться тем, что ваш ребёнок начал ходить быстрее или самым первым заговорил. Развитие детей сильно отличается и порой то, что кажется отклонением, на самом деле является особенностью, а не болезнью. Да, один малыш может начать ходит в 5 месяцев, а другой сделает это через 2 месяца. Как правило, мамочки вторых малышей расстраиваются в таких ситуациях, но этого делать не стоит.

Порой организм малыша работает не так, как хотелось бы многим родителям. У кого-то организм развивается быстрее, у кого-то медленно, всё зависит от обстоятельств, среды и головного мозга. Ребёнок банально не сможет нормально ходить, пока его осанка и мускулатура не разовьётся в должной степени. И тут можно делать всё, что угодно: заставлять, тренировать, просить…Пока организм ребёнка не разовьётся, он не пойдёт – точка.

Важно не мешать ребёнку, он должен прийти к этому самостоятельно, лучше не торопить события, а придерживаться норм и рамок. Например, ребёнок должен сделать первые шаги к году. Если не сделал, значит стоит бить тревогу и идти к врачу. Самое лучшее в начале развития помогать ребёнка, то есть оказывать ему внимание, заботиться, делать массаж, гулять.

Выполняя всё это, однажды наступит момент, когда организм малыша разовьётся, его осанка и мускулы придут в нужную форму и он сам встанет, возьмёт игрушку и поползёт, главное – это родительское терпение. К тому же ведь многое исходит от папы и мамы, возможно, в семье есть какие-либо генетические или хронические заболевания. Если родители ребёнка тоже поздно начали говорить, ходить или сидеть, то от малыша не стоит ждать большего. Он уже запрограммирован генетически.

Закономерности моторного развития у детей до 1 года

Первый месяц:

  • Движение ограничено, тонус сгибательных мышц повышен;
  • На нормальном уровне работают только мышцы, поддерживающие работу сердца, лёгких и прочих важных для жизни органов;
  • Мышцы развиваются постепенно, но быстро. Изначально укрепляются шейные мышцы.

Второй месяц:

  • Малыш уже может поднять голову, когда лежит;
  • Когда второй месяц подходит к концу, ребёнок способен крутить головой и держать её наплаву в течение нескольких секунд.

Третий месяц:

  • Ребёнок старается чаще двигается, он уже вовсю пытается ухватиться за игрушку;
  • На животе теперь поднимает не только голову, но и туловище (не полностью, но старается).

Четвёртый месяц:

  • Малыш спокойно поднимает голову, когда лежит на спине;
  • Способен менять своё лежачее положение, может перевернуться на живот.

Пятый месяц:

  • Младенец теперь может опираться на руки, приподнимая туловище, когда лежит на животе;
  • Старается подняться, лёжа на спине;
  • Спокойно хватает висячие игрушки;
  • При помощи родителей может встать на ноги.

Шестой месяц:

  • Ребёнок научился ползать;
  • Взаимодействует с игрушками и прочими предметами: играется, бросает, бьёт, хлопает;
  • Поднимается из лежачего положения, но сидит неуверенно.

Седьмой месяц:

  • Ребёнок может сидеть, но не длительное время;
  • Хорошо и уверенно ползают, могут долго стоять при помощи взрослых.

Восьмой месяц:

  • Самостоятельно и подолгу сидит;
  • Пробует встать без помощи взрослых, держась за кровать или опираясь обо что-то другое.

Девятый месяц:

  • Ребёнок достойно стоит, при помощи взрослых может пробовать ходить;
  • Учиться перелазить через предметы, на что-то запрыгнуть, заползти;
  • Появляется ловкость, теперь он запросто может перевернуться.

Десятый месяц:

  • Может нагнуться, появляется пластика, улучшается ловкость тела;
  • Старается устоять на месте без помощи окружающих;
  • Может открыть и закрыть ящик, шкатулку, коробку;
  • Учиться вкладывать предмет в предмет.

Одиннадцатый месяц:

  • Может подолгу ходить за ручку;
  • Может сползти с кровати или дивана, способен переступать через ступени.

Двенадцатый месяц:

  • Спокойно стоит и ходит, не нуждается в поддержке;
  • Вместе со взрослым, держась за руки, может подниматься по ступеням;
  • Держит предмет двумя руками;
  • Взаимодействует не только с игрушками, но и бытовыми предметами.

Понятное дело, что всё – это статистика и отдельно взятые случаи, прошедшие процесс компиляции и анализа, но это нормы, которых стоит придерживаться. Да, если ваш ребёнок отклоняется всего на 1 или 2 месяца – это не страшно, а даже нормально. Но если отклонения увеличиваются, и разница составляет более 2 месяцев, стоит срочно обратиться к неврологу.