У детей иногда диагностируют особое изменение аутистического спектра. Оно характеризуется сложностью социального взаимодействия, определенными коммуникативными нарушениями, своеобразным кругом интересов. Эта патология получила название синдром Аспергера. Такой диагноз врачи ставят лишь после углубленной клинической, а затем неврологической и психиатрической экспертизы.

По классификации МКБ-10 патология имеет отдельную категорию. МКБ-11 выделяет ее, как сбой психического развития, аналогично аутизму. Некоторые американские специалисты предлагают вовсе запретить такой диагноз, видоизменив его на определение «расстройство детского аутистического спектра», добавляя к нему степени тяжести болезни.

История изучения

Расстройством впервые углубленно занимался австрийский психиатр Ганс Аспергер, поэтому оно и получило такое название по предложению Лорной Уинг из Англии в 1981 году. Еще в далеком 1944 году педиатр описал больных детей, у которых заметил отсутствие наклонностей к невербальному общению, весьма ограниченную эмоциональность при контактах с окружающими людьми, определенную неловкость в физических упражнениях.

В конце прошлого столетия были разработаны и внедрены в психологическую практику диагностические стандарты. Благодаря им, удалось идентифицировать детей, имеющих синдром Аспергера. Подобное расстройство стали считать нарушением психики, поскольку у заболевших детей отмечались сложности при социальном взаимодействии, у них обнаруживали стереотипный репертуар повседневных занятий и цикл повторяющихся интересов.

Официально диагноз удален с 2013 года из американского издания Диагностического руководства, касающегося психических расстройств. Однако на практике термин продолжают использовать, хотя у синдрома достаточно общих критериев с аутизмом, также перечисленным в группе аутистических расстройств.

Отличия синдрома Аспергера от аутизма

Психиатры сейчас не пришли к однозначному мнению: следует ли считать синдром Аспергера отдельной диагностической категорией, исключающей определение аутизма. Обе патологии являются аутистическим расстройством. При такой ситуации происходят некоторые изменения структуры мозга, хотя их развитие до сих пор не изучено полностью.

Общие симптомы — сложности социального взаимодействия, нежелание контактировать с окружающими, неадекватная реакция на общепринятые нормы, отсутствие эмпатии. Однако при синдроме такие проявления менее интенсивны, поэтому ребенок способен нормально жить, затем заводить семью, успешно работать.

Следующее отличие заключается в специфической речи у больных синдромом Аспергера. Это четко выделяет их среди детей, имеющих иные первазивные дефекты развития. Первооткрыватель заболевания красноречиво отметил необычные речевые способности больных. Они включают такие аспекты: сложность построить диалог, «мелодичность» потока речи, раннее ее развитие либо задержка. Одновременно педиатр описал, что существует определенная тенденция у некоторых малышей разговаривать «по-взрослому». У них значительный словарный запас, в беседе присутствуют достаточно сложные по конструкции предложения.

Аспергер отмечал: «Если прислушаться к их речи, непременно заметишь такие аномалии языка, поэтому они имеют для диагностики особенное значение». Многие специалисты сейчас воспринимают подобное отклонение определенным подвидом аутизма. В целом мнение психиатров, утверждающих, что ребенок с выявленным синдромом Аспергера болен особым типом аутизма — достаточно реально. Подтверждается оно также схожестью проявлений патологий.

Симптомы

Синдром Аспергера — скрытая дисфункция, поскольку по визуальным признакам ее практически невозможно определить. У детей с таким расстройством присутствуют сложности с коммуникацией, воображением, социальной адаптацией — это «триада нарушений», характерная для данной патологии.

Коммуникация

Дети, имеющие подобное расстройство, обнаруживают такие его проявления:

  • плохое восприятие жестов, интонаций, выражения лица собеседника, тональность его речи;
  • частое применение в разговоре либо письменном тексте сложных фраз, хотя, на самом деле, больной не полностью способен понимать их смысл;
  • трудности с моментом начала либо завершения беседы, проблемы при выборе тематики общения;
  • сложность в восприятии иронии, метафор, сарказма — такие дети все воспринимают слишком буквально и всерьез.

Воображение

Больным детям характерны следующие признаки:

  • Неспособность подключать воображение при играх.
  • Свойство выбирать только несущественные аспекты тех окружающих предметов, которые привлекли внимание. Невозможность целостного понимания всего происходящего (ребенка интересует сережка, при этом он совершенно не обращает внимания на человека, которому принадлежит этот аксессуар; в момент инъекции он видит только шприц, целиком игнорируя медицинскую сестру, выполняющую манипуляцию).
  • У некоторых детей ограничен резерв действий для повторения, но они их производят постоянно, не пытаясь внести какие-то изменения. Их игра внешне выглядит достаточно сложно, однако, внимательно к ней присмотревшись, удается заметить, что она стереотипная.
  • Больные любят смотреть мультфильмы либо читать книги конкретной тематики, но такой интерес постоянен и весьма ограничен.
  • Наблюдается отсутствие понимания всех действия, требующих внедрения сложных ассоциаций. Возникают из-за этого проблемы при социальном контакте, чтении художественной литературы, восприятии тонкого юмора (понимать больные способны лишь простые шутки).

Из-за всего перечисленного у больных детей отсутствует даже минимальная мотивация участвовать в общих играх, хотя у них присутствуют необходимые навыки для такого занятия. Психиатры заметили, что у пациентов постоянно присутствуют повторяющиеся действия, хотя они способны принимать достаточно сложные формы.

Социальное взаимодействие

При выявленном синдроме Аспергера у детей сохраняются социальные контакты, однако нередко возникают значительные сложности при желании инициировать, а затем поддерживать новые взаимоотношения. Малыши с таким расстройством:

  • сложно создают новые отношения;
  • для них социальные контакты — это определенное явление, вызывающее тревогу, необъяснимое волнение;
  • считают посторонних слишком непредсказуемыми, из-за чего стремятся минимизировать контакты с ними;
  • не воспринимают в качестве догмы общепринятые нормы (разговаривают на неприемлемые в обществе темы, никогда не соблюдают социальную дистанцию, слишком приближаясь к постороннему человеку);
  • чрезвычайно замкнуты, на посторонних производят такое впечатление, словно они безразличны им.

Причины появления синдрома Аспергера

Психиатрам до сих пор не удалось выявить факторы, провоцирующие возникновение проблемы. Чаще всего такое расстройство психики вызвано некоей комбинацией окружающих ребенка рисков в социальной среде и генетических предпосылок. Многие исследования подтвердили, что изменения мышления могут вызываться неким сочетанием эндогенных, а также экзогенных факторов.

Максимально достоверной рабочей гипотезой признана аутоиммунная реакция материнского организма, провоцирующая повреждение у плода его головного мозга. Только одно удалось установить достаточно точно — патология является только врожденным расстройством, ее невозможно приобрести при жизни. Если синдром Аспергера выявлен у взрослого — это только свидетельство того, что в раннем возрасте не была проведена правильная диагностика заболевания. Патология неспособна появиться из-за эмоциональной травмы либо недостатков воспитания.

Есть еще такая распространенная теория, что на появление болезни влияет процедура вакцинации. Однако современные исследования на это утверждение однозначно неспособны ответить. Хотя общая неясность, окружающая выявление точных причин появления у ребенка патологии оставляет ресурс для споров, из-за чего исследования по этому поводу не прекращаются.

Диагностика

У наших психиатров присутствуют определенные проблемы при выявлении аутистических расстройств. Некоторые проявления патологии удается обнаружить до достижения малышом двухлетнего возраста, но чаще проблему диагностируют только в 4–5 лет.

Для больных детей характерен повышенный словарный запас, хотя их речевое развитие весьма специфично. Из-за своевременного начала разговорных навыков такая симптоматика нередко воспринимается в виде проявления иных сбоев поведения. Обычно присутствие этого синдрома определяют только по социальной адаптации ребенка.

Выявлено ряд признаков, которые способны указывать на присутствие у малыша подобного расстройства:

  • Повышенная чувствительность органов чувств (обостренное обоняние, изысканный вкус, неестественное тактильное осязание, непривычная реакция на громкие звуки).
  • Недостаточное зрительное взаимодействие.
  • Ослабленные навыки вербальной либо невербальной коммуникации.
  • Определенная неловкость в движениях, некоторая неуклюжесть при ходьбе, выполнении каких-то действий.
  • Хотя речь правильная, с точки зрения грамматики, она имеет замедленный либо ускоренный темп, произносится неестественным тембром.
  • Стереотипность поведения. Характерны частые повторения определенных занятий. Ребенок регулярно играет одним предметом, смотрит постоянно одну телепередачу.
  • Заметны трудности в тех играх, где требуется кого-то изображать, как-то притворяться.
  • Полное отсутствие социальной адаптации, поэтому друзей практически не наблюдается.
  • Особая увлеченность определенным занятием. Нередко детское хобби сохраняется на всю оставшуюся жизнь.
  • Стремление к определенному порядку. Ребенок часто настаивает, чтобы путь движения к детскому саду либо школе проходил по одному маршруту. Сильное расстройство вызывают даже незначительные изменения в расписании уроков.

Все подобные проявления вполне способны заметить как учителя, так и родители, однако окончательный диагноз обязан ставить психиатр, специализирующийся на работе с детьми либо подростками. В диагностических мероприятиях активно используют наблюдения за малышами, анкетирование, проведение нейропсихологического тестирования.

Лечение синдрома Аспергера

Аналогично терапии аутизма, при этой патологии коррекционные мероприятия также стремятся смягчить характерную симптоматику, ухудшающую качество жизни. Задача — улучшить социальное функционирование. Здесь важно то, что от патологии нет никакого конкретного лекарства, не придумано специфическое лечение. Медикаментозная терапия допустима, но только для избавления от некоторых симптомов.

Помимо назначения медикаментозных препаратов, терапия состоит в таких действиях:

  • выработка социальных навыков, помогающих улучшить взаимодействие с окружающими людьми;
  • ЛФК помогает улучшить двигательную координацию, сенсорную интеграцию;
  • логопед помогает повысить коммуникационные способности;
  • когнитивно-поведенческое лечение улучшает способность противостоять стрессовым ситуациям, помогает побеждать страх и взрывные эмоции.

Полностью устранить подобное расстройство никак не получится, поэтому каждый ребенок, которому установили такой диагноз, станет взрослым, имея синдром Аспергера. Коммуникативные, а также социальные проблемы сохранятся, хотя и не будут сильно выраженными. Большинство людей с синдромом добивается определенных успехов в трудовой деятельности, без особых проблем создают семьи, вливаясь полноценно в социум.