Что такое дислексия
Дислексия — это расстройство навыков чтения и произношения звуков, которое происходит на фоне недостаточного развития психических функций. Дислексии чаще подвержены дети.
Дислексики испытывают определенные сложности с чтением, произношением слогов, слов и словосочетаний. Расстройство с трудом поддается диагностике в раннем возрасте, однако существует ряд симптомов, которые могут указывать на наличие дислексии. Незамеченные вовремя тревожные сигналы приведут к тому, что в школьном возрасте у ребенка возникнут проблемы не только в обучении, но и во взаимоотношениях со сверстниками. Чтобы как можно быстрее поставить диагноз и приступить к коррекции речевого расстройства, важно вовремя заметить у ребенка характерные признаки дислексии.
Формы дислексии
Существует несколько форм дислексии:
- Фонематическая — ребенок путает буквы при произношении слов, может менять местами части слов при письме или чтении.
- Аграмматическая — пациенты с такой формой дислексии часто путают падежные окончания, неправильно произносят и пишут глагольные окончания.
- Мнестическая — пациент не понимает буквы, вследствие чего не может связывать звуки с графическими изображениями.
- Оптическая — такая форма расстройства связана с трудностями в различении схожих визуально букв.
- Тактильная — развивается у слепых пациентов и влечет за собой проблемы с изучением и тактильным распознаванием букв.
- Семантическая — форма дислексии, при которой пациент не может понять смысл прочитанных слов, техника чтения при этом не страдает.
Основные признаки дислексии
Патология проявляется по-разному, но в большинстве случаев ее симптомы следующие:
- Ребенку с трудом дается освоить таблицу умножения, выучить алфавит.
- Во время чтения пациент меняет местами слоги и числа.
- Ребенок неправильно держит ручку или карандаш во время письма.
- У пациента плохая память, слабая концентрация внимания, наблюдаются трудности при общении со сверстниками.
Классификация симптомов дислексии напрямую зависит от возраста пациента. Так, у детей дошкольного возраста с дислексией наблюдаются трудности в освоении новых слов, речевое отставание сопровождается ухудшенной словесной памятью и плохим произношением, отсутствуют базовые навыки письма. Кроме того, ребенок путает расположение слов и букв.
Младшие школьники, у которых была диагностирована дислексия, часто заменяют слова другими, схожими по звучанию и смыслу. Во время чтения они могут переставлять местами слоги, буквы и цифры. Дислексия у таких детей сопровождается проблемами с запоминанием фактов, медленным освоением любых навыков, плохой координацией движений.
Дети среднего школьного возраста с дислексией медленно читают, неразборчиво пишут. Им сложно правильно распознавать мимику, а трудности в обучении усугубляются плохой памятью.
Старшие школьники с дислексией умеют читать и писать, но делают это с ошибками. Им сложно писать самостоятельно сочинения, воспринимать или пересказывать информацию. Дислексикам тяжело дается адаптация к изменениям.
Взрослые люди с дислексией рассеянны и невнимательны, им с трудом даются процессы самообучения и самоорганизации. Медленное чтение с ошибками в более взрослом возрасте продолжает оставаться главным симптомом расстройства.
Причины дислексии
Дислексия развивается на фоне нарушений в работе мозговых структур. Она может быть вызвана многими факторами, ключевыми среди которых являются:
- Повреждения головного мозга плода в период беременности из-за анемии, различных инфекций, лекарственной или алкогольной интоксикации. Также расстройство может появиться вследствие преждевременной отслойки плаценты, затяжных родов или фетоплацентарной недостаточности.
- Генетическая предрасположенность.
- Социальные факторы: недостаточные или чрезмерные обучающие нагрузки, отсутствие общения с ровесниками.
- ДЦП.
- Проблемы со зрением.
- Инфекции головного мозга или черепно-мозговые травмы.
- Сильное преобладание правого полушария головного мозга над левым.
Корректное и правильное определение природы детской дислексии возможно только в ходе комплексного обследования пациента.
Диагностика и способы коррекции расстройства
Чтобы диагностировать дислексию, специалист должен детально изучить развитие и анамнез жизни пациента. Логопеду важно оценить состояние моторики и артикуляционного аппарата. Дети дошкольного возраста должны продемонстрировать способности к звукопроизношению, восприятию устной речи. У школьников оценивают скорость чтения и способности к письму, изучают успеваемость по различным предметам.
По показаниям может быть назначена консультация невролога. Может потребоваться прохождение теста аудиторной функции у специалиста по методу А.Томатиса, а также ЭЭГ, АСВП И УЗДГ.
Какой метод коррекции назначит специалист, зависит от формы дислексии и стадии запущенности расстройства.
Упражнения при дислексии
Цель упражнений заключается в формировании у ребенка грамматической системы словообразования, устранении дефектов звукопроизношения, развитии и улучшении зрительно-пространственного представления, а также речевого слуха.
- Разделяем набор букв на отдельные слова. Например, предложите ребенку в последовательности букв «папамамабабушка» отыскать знакомые слова.
- Предлагайте ребенку найти слова на загаданную букву.
- Рисуйте на спине ребенка цифры, буквы, а он пусть угадывает их.
- Просите ребенка прочитать слово, после чего пусть он попробует написать его по памяти. Если упражнение дается ему легко, постепенно усложняйте игру и добавляйте словосочетания.
Если пофантазировать, то можно придумать множество увлекательных упражнений, которые ребенок с удовольствием будет выполнять. Занимаясь в игровой форме, ребенок не только интересно проведет время, но и получит от этого пользу.
Меры профилактики
Любую патологию намного проще предупредить, нежели корректировать. Важно заниматься с ребенком с самого раннего возраста, чтобы минимизировать риски развития у него дислексии. Уделяйте ежедневно время упражнениям, которые направлены на развитие речевого и зрительно-пространственного восприятия. Играйте с ребенком в различные двигательные и развивающие игры.
Дети хорошо воспринимают визуальную информацию. Демонстрируйте ребенку картинки с животными и предметами, озвучивайте, что на них нарисовано. Чем чаще заниматься такими упражнениями, тем больше увиденного ребенок усвоит вместе с лексической составляющей.
Старайтесь во время упражнений идти от простого к сложному. Задания усложняйте только по мере усвоения информации. Начинайте заниматься развивающими упражнениями с самого раннего возраста ребенка, задолго до школы.