Что такое дислексия

Дислексия — это расстройство навыков чтения и произношения звуков, которое происходит на фоне недостаточного развития психических функций. Дислексии чаще подвержены дети.

Дислексики испытывают определенные сложности с чтением, произношением слогов, слов и словосочетаний. Расстройство с трудом поддается диагностике в раннем возрасте, однако существует ряд симптомов, которые могут указывать на наличие дислексии. Незамеченные вовремя тревожные сигналы приведут к тому, что в школьном возрасте у ребенка возникнут проблемы не только в обучении, но и во взаимоотношениях со сверстниками. Чтобы как можно быстрее поставить диагноз и приступить к коррекции речевого расстройства, важно вовремя заметить у ребенка характерные признаки дислексии.

Формы дислексии

Существует несколько форм дислексии:

  • Фонематическая — ребенок путает буквы при произношении слов, может менять местами части слов при письме или чтении.
  • Аграмматическая — пациенты с такой формой дислексии часто путают падежные окончания, неправильно произносят и пишут глагольные окончания.
  • Мнестическая — пациент не понимает буквы, вследствие чего не может связывать звуки с графическими изображениями.
  • Оптическая — такая форма расстройства связана с трудностями в различении схожих визуально букв.
  • Тактильная — развивается у слепых пациентов и влечет за собой проблемы с изучением и тактильным распознаванием букв.
  • Семантическая — форма дислексии, при которой пациент не может понять смысл прочитанных слов, техника чтения при этом не страдает.

Основные признаки дислексии

Патология проявляется по-разному, но в большинстве случаев ее симптомы следующие:

  • Ребенку с трудом дается освоить таблицу умножения, выучить алфавит.
  • Во время чтения пациент меняет местами слоги и числа.
  • Ребенок неправильно держит ручку или карандаш во время письма.
  • У пациента плохая память, слабая концентрация внимания, наблюдаются трудности при общении со сверстниками.

Классификация симптомов дислексии напрямую зависит от возраста пациента. Так, у детей дошкольного возраста с дислексией наблюдаются трудности в освоении новых слов, речевое отставание сопровождается ухудшенной словесной памятью и плохим произношением, отсутствуют базовые навыки письма. Кроме того, ребенок путает расположение слов и букв.

Младшие школьники, у которых была диагностирована дислексия, часто заменяют слова другими, схожими по звучанию и смыслу. Во время чтения они могут переставлять местами слоги, буквы и цифры. Дислексия у таких детей сопровождается проблемами с запоминанием фактов, медленным освоением любых навыков, плохой координацией движений.

Дети среднего школьного возраста с дислексией медленно читают, неразборчиво пишут. Им сложно правильно распознавать мимику, а трудности в обучении усугубляются плохой памятью.

Старшие школьники с дислексией умеют читать и писать, но делают это с ошибками. Им сложно писать самостоятельно сочинения, воспринимать или пересказывать информацию. Дислексикам тяжело дается адаптация к изменениям.

Взрослые люди с дислексией рассеянны и невнимательны, им с трудом даются процессы самообучения и самоорганизации. Медленное чтение с ошибками в более взрослом возрасте продолжает оставаться главным симптомом расстройства.

Причины дислексии

Дислексия развивается на фоне нарушений в работе мозговых структур. Она может быть вызвана многими факторами, ключевыми среди которых являются:

  • Повреждения головного мозга плода в период беременности из-за анемии, различных инфекций, лекарственной или алкогольной интоксикации. Также расстройство может появиться вследствие преждевременной отслойки плаценты, затяжных родов или фетоплацентарной недостаточности.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Социальные факторы: недостаточные или чрезмерные обучающие нагрузки, отсутствие общения с ровесниками.
  • ДЦП.
  • Проблемы со зрением.
  • Инфекции головного мозга или черепно-мозговые травмы.
  • Сильное преобладание правого полушария головного мозга над левым.

Корректное и правильное определение природы детской дислексии возможно только в ходе комплексного обследования пациента.

Диагностика и способы коррекции расстройства

Чтобы диагностировать дислексию, специалист должен детально изучить развитие и анамнез жизни пациента. Логопеду важно оценить состояние моторики и артикуляционного аппарата. Дети дошкольного возраста должны продемонстрировать способности к звукопроизношению, восприятию устной речи. У школьников оценивают скорость чтения и способности к письму, изучают успеваемость по различным предметам.

По показаниям может быть назначена консультация невролога. Может потребоваться прохождение теста аудиторной функции у специалиста по методу А.Томатиса, а также ЭЭГ, АСВП И УЗДГ.

Какой метод коррекции назначит специалист, зависит от формы дислексии и стадии запущенности расстройства.

Упражнения при дислексии

Цель упражнений заключается в формировании у ребенка грамматической системы словообразования, устранении дефектов звукопроизношения, развитии и улучшении зрительно-пространственного представления, а также речевого слуха.

  1. Разделяем набор букв на отдельные слова. Например, предложите ребенку в последовательности букв «папамамабабушка» отыскать знакомые слова.
  2. Предлагайте ребенку найти слова на загаданную букву.
  3. Рисуйте на спине ребенка цифры, буквы, а он пусть угадывает их.
  4. Просите ребенка прочитать слово, после чего пусть он попробует написать его по памяти. Если упражнение дается ему легко, постепенно усложняйте игру и добавляйте словосочетания.

Если пофантазировать, то можно придумать множество увлекательных упражнений, которые ребенок с удовольствием будет выполнять. Занимаясь в игровой форме, ребенок не только интересно проведет время, но и получит от этого пользу.

Меры профилактики

Любую патологию намного проще предупредить, нежели корректировать. Важно заниматься с ребенком с самого раннего возраста, чтобы минимизировать риски развития у него дислексии. Уделяйте ежедневно время упражнениям, которые направлены на развитие речевого и зрительно-пространственного восприятия. Играйте с ребенком в различные двигательные и развивающие игры.

Дети хорошо воспринимают визуальную информацию. Демонстрируйте ребенку картинки с животными и предметами, озвучивайте, что на них нарисовано. Чем чаще заниматься такими упражнениями, тем больше увиденного ребенок усвоит вместе с лексической составляющей.

Старайтесь во время упражнений идти от простого к сложному. Задания усложняйте только по мере усвоения информации. Начинайте заниматься развивающими упражнениями с самого раннего возраста ребенка, задолго до школы.